COSMOSCOW 2023
"А что если мы начинающие коллекционеры?"
Давайте посмотрим на Cosmoscow глазами начинающего коллекционера.
Перед вами огромное количество поверхностно известных, а может быть и совершенно неизвестных имен, галерей, представителей арт-индустрии. Какие вопросы могут возникнуть в первую очередь:

  • Действительно ли цена отображает ценность работы?
  • Правда ли, что какие-то работы могут вырасти в цене? И будет ли возможность их продать дороже?
  • Должен ли я полностью полагаться на арт-консультанта или мои ощущения так же важны?
      На все эти вопросы я попробую ответить ниже, а заодно показать ярмарку через призму покупателя актуального искусства.
      (!)Примечание: я не являюсь арт-консультантом и даже не искусствоведом. Статья основана на собственной логике и знаниях.
      Итак, первый шаг начинающего коллекционера: определиться со стратегией.
      Действительно, цена может не отражать реальность, а арт-консультант может продвигать то, что ему выгодно. На мой взгляд, самый безопасный ход - приобретение произведений тех авторов, кто уже сделал себе имя.

      Если бюджет не безграничный, то самый верный способ обратится к галерее Altmans Gallery, где представлены тиражные работы классиков 20 века: Шагал, Пикассо, Миро, Матисс и Дега и многие другие. Да, это тиражка, а значит максимум, что могли сделать с работой великие мастера, так это поставить свою подпись на сертификате работы. Зато вы точно не прогадаете: это приятно иметь работу художников такой величины, люди уже 5 лет ходят толпами на выставки «Пикассо и Дали» именно с тиражными работами. Да и друзья точно поймут и оценят. В цене, однако, такая работа не вырастет, перепродать тоже вряд ли удастся.

      Если же бюджет позволяет, то в первую очередь обращаемся к авторам, чьи работы уже пополнили коллекции ММОМА, Новой Третьяковки, Русского музея или к авторам, участвовавших в крупных выставках.
      скульптура Салаховой, на фоне Пивоваров. Пример работы Айдан и внизу пример работы Дубосарского и Виноградова
      Best hits:
      Виктор Пивоваров, классик неофициального искусства. Его работы вы встретите на всех крупных выставках исскуства, современного или второй половины прошлого века. Стоимость работ соответствующая - более 5,5 млн рублей. Работа для него не типичная, точно далека от его лучших.

      Айдан Салахова, ее работы есть на каждой выставки в ММОМА. Потрясающе раскрывается женская история через мусульманский образ. Работ здесь несколько, самая дорогая скульптура из мрамора стоит более 4 млн. А вот живописная работа, хоть и возможно самая провокационная работа ярмарки, но как то не заряжена той самой энергетикой.

      К слову, про энергетику. У великих мастеров она чувствуется всегда! Вам может не нравится, что там изображено, но вы будете как завороженные стоять и смотреть, испытывая целую гамму чувств,. Своим чувствам обязательно доверяем!

      Одни из самых популярных художников у русских коллекционеров - Владимир Дубосарский и Владимир Виноградов. Их картины с эстетикой конца 90ых и начало 2000х частые гости на выставках в крупных арт учреждениях. По стоимости около миллиона рублей.

      Сын Виктора Пивоваров - Павел Пепперштейн, с шуточной работой. Русскому искусству очень не хватает юмора, чем славятся пост-модернисткие работы Пепперштейна. Точная цена уже неизвестна, примерно по пол миллиона за каждую ч/б работу.

      Работы Ирины Кориной с выставки на Винзаводе. Грибочек в люльки был так же представлен на Сosmoscow
      Ирина Корина, мастер тонкой работы с нашими воспоминаниями и ощущениями. Мне повезло побывать этом году на ее выставке в галерее XL на Винзаводе и увидеть там представленные на ярмарке работы как целостную экспозицию. Выставка в галерее представляла собой «домик» из простыней (дада, тот самый из детства), хранивший разные до боли знакомые артефакты. Эти артефакты не реди-мейд, а созданные собственноручно, но страшно напоминающие штучки из бабушкиного шкафа. Моя мама на ярмарке даже на фоне белых стен смогла прочувствовать и погрузится в воспоминания, глядя на работы Ирины.

      Кстати, Ирина одна из первых кто начал создавать своеобразные алтари (я их так назвала). Столики с предметами, напоминающие прошлое, но будто обретающими какой-то сакральный смысл. Мне лично, такие работы крайне симпатичны.

      Сказать стоимость работ Ирины я не могу, так как стоимость можно узнать только под запрос. Однако, она постоянный участник выставок, а значит может стать прекрасным приобретением для коллекции.


      Пример так называемых алтарей. Шкаф Ирины Кориной, далее Гриша и последнего автора не зафиксировала.
      А вот работы Анна Жёлудь, чье искусство есть в коллекциях Третьяковки, Русского музея, ММОМА, Эрмитаже и многих других, на ярмарке купить, как я поняла, было нельзя. Зато можно было полюбоваться на целую комнату с уже хорошо знакомой нам «линейной» мебелью.
      Слева направо: Валигамси, Григ, Глазун
      Работы Рината Валигамси вряд ли оставят кого-то равнодушным. Они обладают неповторимой эстетикой: тревожной, мрачной, пронзительной, напоминающие старые советские фотографии. В каждой его работе присутствует едва уловимая сюрреалистическая деталь, которая только усиливает беспокойство, но вместе с тем завораживает. Работы Рината хранятся в коллекции Русского музея и ММОМА, а стоимость начинается от 500.000р.

      Алина Глазун, с чьим творчеством я знакома очень хорошо, так как работала с ней в галерее и видела ее трансформацию из куратора в художника. Ее работы вы точно видели на выставках в Третьяковке. И это прекрасный пример того как работы художника за несколько лет выросли минимум раз в 5.

      Владимир Григ, чьи работы уже находятся в коллекции Русского музея, явно будут стоить ещё дороже. Его техника с бисером явно впечатлила не только меня, каждый год вижу все больше и больше авторов использующую её (хоть и не так мастерски). Пока ещё можно отхватить его работы от 500.000р.

      Слева работа Натальи Хабаровой, справа Фрэнсиса Бэкона
      Перейдем к критике и тому, что меня раздражает - неприкрытой вторичности:
      Одна из самых дорогих представленных на ярмарке художников - Наталья Хабарова с работами стоимостью около 2х миллионов, просто переделала Бэконовские автопортреты в женские.

      Или, например, автор, чье имя я даже не стала узнавать. Я стеснялась брать листики Матисса для своего логотипа, а художники не стесняются их копипастить в свою живопись.


      Слева работа Натальи Хабаровой, справа Фрэнсиса Бэкона
      И в противовес художник, в котором я вижу огромный потенциал. Его работы напоминают произведения Булатова, Пригова и других художников нон-конформистов, но в тоже время он не копирует их. Он наследует опыт предыдущих поколений, добавляя современности, телесности, которую пыталась создать Хабарова, искажает формы не хуже нейросети. И все это в сочетание с прекрасной техникой, энергией, а также с тем самым редким юмором. Сейчас его работы стоят 150.000 - 200.000Р, но можно быть уверенным, что стоимость в ближайшие годы вырастет во много раз.

      Надеюсь, вам понравился обзор и было интересно посмотреть на ярмарку через призму вложения в предметы современного искусства.
      Made on
      Tilda